УДК 69.001.5
Отечественные научные пророчества,
осуществлённые в ХХ1 веке
А.Б. Тринкер, д.т.н.
Аннотация: Статья посвящена исследованию Приоритета отечественной науки в строительстве: в 1947 году в Москве началась «Эра всемирной химизации в строительстве», разработано и организовано производство и применение первого в мире пластификатора модификатора (ПАВ) для бетона, названное ССБ - многотоннажные отходы производства целлюлозно-бумажных комбинатов ЦБК. Затем были разработаны комплексные добавки на основе технических лигносульфонатов: СДБ и электролиты, также отходы разных производств. С 1982 года широко и эффективно применялся новый универсальный отечественный суперпластификатор ЛТМ. Долговечность и надёжность при эксплуатации высотных сооружений: небоскрёбов, дымовых труб и градирен на тепловых и атомных электростанциях и химических комбинатах, опор высотных мостов, глубоководных платформ для добычи нефти и газа - зависит от монолитности всего сооружения, что было достигнуто применением бетононасосов и скользящей опалубки обеспечивающей бесшовность и высокие темпы при непрерывном круглогодичном строительстве. В результате использования комплексной «Единой Системы Скоростного Бетонирования» самая главная задача была успешно практически достигнута повышением: прочности, плотности, морозостойкости, водонепроницаемости, долговечности, защиты от коррозии, при одновременной экономии цемента и топлива на строительстве с улучшением Экологии и безопасности регионов страны.
Ключевые слова: Всемирная научная школа модификаторов, 100% коэффициент креативности, реальный научно-практический интеллект, Культура производства, креативный авангардизм, эмоциональный интеллект, лигносульфонаты, экология и экологизация, скользящая опалубка, бетононасосы.
При сооружении в ХХ1 веке железобетонных опор высотой 400 метров нефте-газо-добывающей платформы „TROLL-A“ в Норвегии применялся метод «Скользящей опалубки». Технологию, методики применения, проектирование бетона и контроль качества для скоростного строительства в Скользящей опалубке и бетононасосов разработал в 1960-х годах к.т.н.Борис Тринкер, с 1977 года Александр Тринкер успешно применял Скользящую опалубку с бетононасосами для возведения высотных 250-330-420 метров дымовых труб и башенных градирен высотой 90-150 метров на отечественных ТЭЦ, ГРЭС, АЭС. Инструкция ВСН 430 утверждённая в 1982 году Госстроем СССР, была переиздана в 2021 году (через 40 лет) без участия (!) Авторов, из которых остался в живых один А.Б.Тринкер. В 1977 году Александр Тринкер построил 90-метровую градирню ТЭЦ-25 Мосэнерго со скоростью 3 метра/сутки, в 1980 году он построил градирню Гомельской ТЭЦ с рекордной в Мире скоростью подъёма опалубки = 7 - 9 метров/сутки. На тот момент это было относительно новое достижение в строительстве бетонных конструкций, использующее скользящую опалубку (форму) с бетононасосами, которую (опалубку) после заливки в нее бетона медленно перемещают при помощи гидравлических домкратов, в результате вся оболочка сооружения – самой высшей категории монолитной долговечности и водонепроницаемости.
Рисунок 1. Научное Пророчество и Эталон: Инструкция ВСН 430 разработана и утверждена в 1982 году самым высшим органом руководства в строительстве всей страны Госстроем СССР. Переиздана в Москве в 2021 году без участия авторов (!) является феноменальным пророческим достижением научной мысли Отечественных Учёных, которые спустя 40 лет подтвердили в реальном производстве свою элитную и выдающуюся всемирную квалификацию!
Рисунки 2 и 3. Первая Инструкция разработанная на основе опыта исследования и примения «Единой системы строительства высотных сооружений», впервые утверждённая в 1982 году, переизданная без участия авторов в 2021 году, всего страниц 86, тираж 5000, цена 20 коп., 1983.
Рисунок 4. Одно из первых высотных сооружений построенное в скользящей опалубке с бетононасосами, Москва, башенная железобетонная градирня ТЭЦ-25 Мосэнерго, 1977, главный технолог В.О.Гидроспецстрой Минэнерго СССР А.Б.Тринкер (справа) и директор строящейся станции М.Приблуда.
Впервые в СССР конвейерная технология, монолитная без рабочих швов бетонирования тонкостенная осободолговечная железобетонная градирня высотой 90 метров, возведённая из литой бетонной смеси (24-26 см. О.К.) с суперпластификатором ЛТМ (ТУ 480-2-4-76), в скользящей опалубке с применением бетононасоса, рассчитанная на 100 лет работы в экстремальных, всепогодных температурно-влажностных условиях, при температурах : внутри водяной конденсат плюс 40-60 градусов, снаружи по погоде от минус 50 до плюс 60 градусов Цельсия. Проектные марки гидротехнического бетона : МПа 40 (400 кгс/см2 = М400), Мрз300, В8. Проект и технология : к.т.н. Б.Д.Тринкер (1914 – 2004) заведующий лабораторией высотных и специальных сооружений ВНИПИ Теплопроект Минмонтажспецстроя СССР. Строительство : инженер А.Б.Тринкер главный технолог В.О. «Гидроспецстрой» Минэнерго СССР, построил типовые 90-метровые градирни на Московских ТЭЦ – 20, - 21, - 22, - 23, - 25, - 26, в Ленинграде (Северная и Южная ТЭЦ Ленэнерго), Минске и Гомеле (Белоруссия), Киеве ТЭЦ-6 (Украина), и так-же впервые в Мире построил : градирни высотой 150 метров на Ровенской АЭС (Украина) и Ново-Ангренской ГРЭС (Узбекистан), которые непрерывно и безаварийно работают десятилетия принося прибыли своим новым хозяевам.
Рисунок 5. 1977 год, башенная градирня ТЭЦ-25 Мосэнерго самые высшие в Мире элитные Качество и Культура производства успешно достигнуты! Результат реального научного творчества: 100% коэффициент креативности.
Рисунок 6. 1977-1979 Самая высшая в Москве дымовая труба высотой 250 метров на ТЭЦ-23 Мосэнерго, возведённая А.Б.Тринкером, с применением скользящей опалубки разработанной институтом Гидроспецпроект В.О. Гидроспецстрой Минэнерго СССР (главный конструктор проектного отдела Марина Матвеевна Тринкер).
Опыт уникальных достижений (инноваций) был опубликован в центральном журнале Госстроя СССР «Бетон и железобетон» : *Тринкер А.Б. Единая система скоростного бетонирования высотных сооружений // журнал Бетон и железобетон, 1983 год, Москва, № 12, стр.20-21.
Рисунки 7 и 8. Феноменальные темпы и высшее в Мире качество и элитная креативная культура производства: проект - 1982 год, строительство – 1985 год : Guinness World Records = самое высшее в Мире инженерное железобетонное сооружение возведённое без применения компьютеров (!) на Экибастузской ГРЭС № 2 в Казахстане Минмонтажспецстроем СССР, разработчик ВНИПИ Теплопроект, зав.лабораторией высотных и специальных сооружений и конструкций к.т.н.Б.Д.Тринкер.
Высшее в Мире инженерное сооружение дымовая труба для Экибастузской ГРЭС № 2 по инновационной технологии и авторскому проекту к.т.н.Б.Д.Тринкера впервые в Мире полностью из монолитного железобетона, с футеровкой из легкого кислотостойкого керамзитобетона на консолях, в результате получено полностью монолитное сооружение, рассчитанное на 100-летний срок службы в высоко-агрессивной кислотной среде (минеральные кислоты при сгорании бурых угдей), при штормовых ветрах и температурах: зимой минус 50, летом плюс 60 градусов Цельсия и многократных ежесуточных перепадах температур! В результате получен Вечный Бетон нового поколения стойкий в высоко-агрессивной среде: верхняя треть дымовой трубы - «зона окутывания» подвергается воздействию дымовых газов состоящих из конденсатов продуктов сгорания: серная, соляная, азотная и др. кислоты.
В ХХ1 веке в Скользящей опалубке (технология безшовного непрерывного бетонирования) разработанная к.т.н.Б.Д.Тринкером успешно применены в Норвегии через 30 лет : в ХХ1 веке построена высшая в мире морская нефте-газодобывающая платформа «Troll-А». Нефте- и газодобывающие платформы, а также буровые платформы, относятся к числу крупнейших сооружений в мире. Их основная часть обычно скрыта от глаз под водой. Газодобывающая платформа «Troll-А» – это гигант среди гигантов, самая высокая постройка, которая когда-либо перемещалась в другое положение относительно поверхности Земли. Платформа является одним из высочайших и наиболее сложных технических проектов в истории строительства. Платформа «Troll Oil Platform» была построена в Норвегии для Shell Norske в 1999. Основание и верхнее строение были построены отдельно.
Рисунок 9. Газовое месторождение Troll.
Платформа «Troll-А» установлена в 174 морских милях от западного побережья Норвегии на крупнейшем в Европе шельфовом месторождении газа. Запасы этого месторождения оцениваются в 1,3 млрд куб. м, что составляет 60% всех газовых ресурсов норвежского континентального шельфа. Ресурс платформы рассчитан на 70 лет непрерывной работы. Платформа укреплена на морском дне и способна выдержать все испытания, которым ее может подвергнуть Северное море. На освоение газового месторождения Troll затрачено 5 млрд долларов. Стоимость строительства гравитационного основания составила 500 млн долларов. За пять лет строительства было проложено два трубопровода диаметром 91 см для транспортировки добытого газа, построена сама платформа, на которую потрачено около 1,7 млрд долларов, и построен газоперерабатывающий завод в Колснесе на норвежском побережье. Основная часть конструкции платформы Troll-А – бетонное гравитационное основание, на котором держится платформа. Оно имеет высоту 369 м и весит 656 тыс. тонн. Платформа вместе с буровым оборудованием и помещениями для персонала весит 22,5 тыс. тонн. Нижняя часть бетонного основания была изготовлена в сухом доке в Ставангере в Норвегии. Она состоит из 19 железобетонных цилиндров высотой 40 м, которые изготавливали сразу вместе с применением скользящей опалубки. Затем эту массивную конструкцию спустили в воды ближайшего фьорда и пристроили к ней сверху огромные полые «опоры-ноги» из монолитного железобетона.
Рисунок 10. Схема буровой нефте-газовой платформы „Troll-A“.
При сооружении этих высоких опор применялся метод скользящей опалубки СПРАВКА: технологию и методики применения Скользящей опалубки разработал в 1960-х годах к.т.н.Борис Тринкер.
Для основания платформы „Troll-A“ было использовано 245 тыс. куб. м бетона. Стальное верхнее строение платформы строилось на расположенном неподалеку судостроительном заводе Aker Stord. Верхнее строение размером 170 х 51 м с помощью барж разместили над основанием, которое, в свою очередь, опустили вниз так, чтобы над водой оставалась только его часть высотой 6,5 м. Когда верхняя часть платформы была установлена в нужном положении, из полых камер внутри опорных «ног» постепенно откачали воду, и верхнее строение поднялось над водой на высоту 30 м.
Рисунок 11. Транспортировка нефте-газовой платформы.
Когда все работы по установке верхнего строения завершились, платформа была отбуксирована на газовое месторождение, 10 самых больших в мире буксирных судов преодолели 278 км вместе с платформой в течении недели. Прибыв на место работы, цилиндры фундамента постепенно заполнили водой, чтобы конструкция опустилась сначала на дно моря, а затем еще заглубилась на 36 м для большей устойчивости.
К четырем цилиндрическим бетонным ногам присоединяется «Аккорд» (железобетонная коробка, связывающая «ноги»-опоры, у которой также есть функция демпфирования нежелательных потенциально разрушительных резонансных колебаний). Каждая цилиндрическая «нога»-опора состоит более чем из 40 независимых водонепроницаемых отсеков. Специальные якоря, заглубленные в морское дно, удерживают платформу «Troll-А» на месте.
Рисунок 12. Нефте-газовая платформа „Troll-A“ на месторождении Голиаф (Goliat) в Баренцевом море. Это первое нефтяное и второе после газового Снёвит (Snohvit) месторождение, которое разрабатывается на арктическом шельфе Норвегии. Запасы Голиафа оцениваются в 180 млн баррелей нефти.
ВЫВОДЫ: разработанные впервые в СССР в 1940-1970-х годах эксклюзивные непревзойдённые материалы, технологии, методики, стандарты, которые были успешно практически применены при возведении высшего в Мире не знающего равных уникального сооружения Останкинской Чудо-башни высотой 540 метров (1963-1967) и всех последующих железобетонных уникальных сооружений на отечественных АЭС, ГРЭС, ТЭЦ и химических комбинатах в нашей стране, и потом во всех странах остального Мира, в ХХ1 веке использованы при строительстве атлантических нефте-газовых платформ : Научно-практический опыт советских строителей успешно практически применён в Норвегии. Отечественные достижения можно реально и успешно осуществить при освоении нефте-газовых месторождений России на шельфе Северного Ледовитого океана!
Список применённых источников
- Тринкер Б.Д. Возведение телевизионной башни высотой 533 метра в Останкино. Минмонтажспецстрой СССР, Москва, 1969, 60 стр.
- Тринкер Б.Д.. Долгов Ю.И. Механизация производства бетонных работ на строительстве телевизионной башни, журнал «Механизация строительства» Госстрой СССР, 1968, № 2, стр. 2 – 5.
- ВСН 430-82 Инструкция по возведению монолитных железобетонных труб и башенных градирен, утверждена Минмонтажспецстроем СССР 24.05.1982, 86 стр.
- Тринкер А.Б. Единая система скоростного бетонирования высотных сооружений // журнал Бетон и железобетон, 1983 год, Москва, № 12, стр.20-21.
- Ярмаковский В.Н. Мосты между наукой и практикой строительства // журнал Строительные материалы, 2021, Москва, № 3, стр.18-35.
Domestic Scientific Prophecies realized in the ХХ1 century
A.B. Trinker, Dr.Sci.Tech.
Article is devoted to a research of the Priority of domestic science in construction: in 1947 in Moscow the era the global chemicalixation in construction" began ", the production and use of the first-ever softener (surfactant surfactant) for concrete called by CoB - large-tonnage production wastes of the pulp and paper mills (PPM) is developed and organized. Then, complex additives were developed based on technical lignosulfonates: SSB and electrolytes, also waste from various industries. Since 1982, a new modifier, the LTM superplasticizer, has been widely and effectively used. Durability and reliability in the operation of high-rise structures: skyscrapers, chimneys and cooling towers at thermal and nuclear power plants and chemical plants, deep-sea platforms for oil and gas production depends on the monolithic nature of the entire structure, which was achieved by the use of concrete pumps and sliding formwork providing seamlessness and high pace during continuous year-round construction. As a result of the application of the Unified „High-Speed Concreting System“ , the most important task was successfully achieved by increasing: strength, density, frost resistance, waterproof, durability, corrosion protection, and saving cement and fuel during construction, while improving the ecology and safety of the regions.
Keywords: World Scientific School of Concrete Modifiers, 100% Creativity coefficient,
real scientific and practical Intelligence, Culture of Production, Durability of Structures, Emotional Intelligence, lignosulfonates technical and electrolytes, ecology and ecologization, sliding formwork, concrete pumps.
© А.Б.Тринкер, 2021.
17.09.2021